Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ"

Версия для печати
02 декабря 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон «О страховых взносах») и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда.
Кировский областной суд в ходе рассмотрения гражданского дела по кассационной жалобе предпринимателя пришел к выводу о том, что п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах» во взаимосвязи со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, являются недостаточно определенными, не содержащими понятия дохода для целей исчисления и уплаты страховых взносов, приводят к возложению на индивидуального предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности и не учитывающего его фактическую способность к их уплате, поскольку сумма страховых взносов превышает сумму заработанных им денежных средств в отчетном периоде, в результате чего он фактически неправомерно лишается собственности.
  Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах» и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере  дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление вступило в силу с момента официального опубликования, то есть с 02 декабря 2016 года.