Борьба с коррупцией

Вступил в силу Федеральный закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон).
Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из мер по профилактике коррупции.
Со 2 августа 2009 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым определены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы, в том числе обязательность проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; сотрудничество органов власти, их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, определены органы, уполномоченные проводить антикоррупционную экспертизу:
  1. прокуратура Российской Федерации;
  2. федеральный орган исполнительной власти в области юстиции;
  3. органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица.
Статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ предусмотрено участие институтов гражданского общества и граждан в проведении за счет собственных средств независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Однако для участия физических и юридических лиц в антикоррупционной экспертизе необходимо соблюдение юридическими лицами и физическими лицами одного условия: они должны быть аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
По результатам независимой антикоррупционной экспертизы инициатором (независимым экспертом) составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 №196. Методикой определен перечень коррупциогенных факторов:
  1. факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  2. факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
  3. факторы системного характера.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) имеет своей целью устранение нормативных положений, которые в процессе правоприменения могут способствовать незаконным действиям должностных лиц вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Также необходимо отметить, что любой гражданин, организация, должностное лицо, общественное объединение или правозащитная организация вправе проинформировать прокуратуру об обнаружении в нормативных правовых актах признаков коррупции.
В случае выявления коррупциогенных факторов в правовых актов органов местного самоуправления района межрайонной прокуратурой будут приняты все меры для их устранения.

Борьба с коррупцией

Изменения в законодательстве о противодействии коррупции. 06 мая 2011 года в «Российской газете» опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 04 мая 2011 года №97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Указанным законом внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Уголовный кодекс Российской Федерации. Внесенными изменениями введена дифференциация взяток в зависимости от их размеров: сумма обычной взятки определена в размере до 25 тысяч рублей, значительной - от 25 до 150 тысяч, крупной - от 150 тысяч до 1 миллиона и особо крупной - свыше 1 миллиона рублей.
От размера взятки будет зависеть размер наказания, которое будет назначено лицу, совершившему преступление.
Настоящим нововведением стала возможность назначения кратного штрафа за получение взятки. За обычную взятку коррупционеру может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы взятки и лишением права занимать определенные должности, самый крупный размер взятки может быть оценен судом штрафом в 100-кратном размере от суммы взятки.
Штраф предусмотрен и за дачу взятки - в 90-кратном размере от ее суммы.
Максимальный размер штрафа составляет 500 миллионов рублей.
При этом в законе по-прежнему предусмотрена возможность назначения лишения свободы в качестве наказания за коррупционные преступления.
Федеральный закон №97-ФЗ вступит в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.
RSS-материал