Мои персональные данные украли. Что делать?

Версия для печати
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области обращает внимание граждан как происходит утечка персональных данных и как обезопасить свои деньги, если информация о вашем счете попала к преступникам.
Зачем преступникам мои данные?
Как правило, информации, которая утекает в сеть из баз данных финансовых организаций и других компаний, недостаточно, чтобы украсть деньги без вашего ведома. Но персональные данные в открытом доступе привлекают мошенников. С помощью социальной инженерии они пытаются раздобыть недостающую информацию, которая позволит добраться до ваших сбережений. Мошенники рассчитывают на то, что источником необходимых им данных станут сами владельцы карт и счетов.

Обманщики звонят и представляются сотрудниками банковской службы безопасности, присылают сообщения «о блокировке карты». Пишут по электронной почте, что «вам положена компенсация, нужно лишь заплатить небольшую комиссию за ее перевод на ваш счет». А иногда даже стучатся в дверь и предлагают «сдать анализ на коронавирус», потому что «у соседей тест показал положительный результат».
Легенды бывают самые разные. Но задача всегда одна: махинаторы играют на эмоциях, чтобы люди добровольно перевели им свои сбережения или сообщили секретные данные, которые позволят списать деньги с банковских карт. А в случае очной встречи, могут просто обчистить квартиру.
Чтобы завязать разговор, втереться в доверие и подтолкнуть к необдуманным действиям, преступникам нужно знать не так много. Для их целей вполне достаточно имени, адреса, номеров телефона и карты.
Когда клиенты сами выдают секретную информацию мошенникам или по их инструкции переводят деньги на чужие счета, банки не компенсируют потери. И в абсолютном большинстве случаев люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что их счета взломали хакеры.
Как персональные и платежные данные оказываются в сети?
За последние годы несколько раз данные клиентов сливали сотрудники банков, микрофинансовых организаций, коллекторских бюро и кредитных брокеров.
Иногда хакерам удается взломать базы интернет-магазинов и сервисных компаний, отелей и перевозчиков.
Но нередко люди сами делятся номерами своих карт или даже публикуют их фотографии в соцсетях и мессенджерах. Киберпреступники взламывают аккаунты и собирают такие данные в собственные базы, чтобы затем выставить их на продажу.
Некоторые пользователи вводят свои имена, номера телефонов и реквизиты карт на страницах псевдоконкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций, магазинов и других компаний. Такие фишинговые сайты мошенники создают специально, чтобы собирать персональные и платежные данные.
Вдруг и мои данные попадут к обманщикам? Как от них защититься?
Полностью предотвратить утечки данных вы не можете. Но свести риск потери денег к минимуму — в ваших силах. Важно всегда соблюдать правила финансовой безопасности.
        ◦ Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему достаточно знать только номер карты или даже просто номер телефона.
        ◦ Вводите данные карты только на защищенных сайтах надежных компаний. Официальные сайты финансовых организаций, а также многих онлайн-магазинов и сервисов в поисковых системах «Яндекс» и Mail.ru помечены галочками. Защищенное соединение легко узнать по значку закрытого замка и адресу, который начинается с https:/.
    • Платежи лучше проводить через безопасные шлюзы платежных систем: они перекидывают вас на сайт банка, который для подтверждения операции присылает код подтверждения в СМС-сообщении.
    • Подключите СМС-оповещения или push-уведомления об операциях. Так вы сразу же узнаете, если по карте кто-то проведет платеж без вашего согласия.
    • Если вам звонят или присылают сообщения от банка с тревожными или радостными новостями о балансе вашего счета, лучше не поддерживать разговор и сразу положить трубку, не отвечать на сообщение. Стоит набрать официальный телефон горячей линии — он указан на обратной стороне карты и на сайте банка. Объясните ситуацию специалисту, он подскажет, что в действительности происходит с вашим счетом и как лучше поступить в таком случае.
    • Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. В идеале все пароли должны быть разными, длинными, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. При этом желательно, чтобы для вас пароль имел смысл и вы могли его запомнить. Как и реквизиты карты, пароли нужно хранить в тайне.
       Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
• в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;
       Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
       Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
       Дополнительно сообщаем, что в рамках проекта «МФЦ – новые возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения, статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена возможность получить консультации «из первых рук» от наиболее квалифицированных специалистов Роспотребнадзора, обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи.
        Онлайн консультирование проводится еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).